Поиск мебели

10 идей французского декора

21 января 2012 г.
Фото 1
Фото 1

Бросить бы все, да и махнуть во Францию! Нет, не в полусонной туристической группе и не в обществе всезнайки-друга, который «был там, там и там». Взять бы округлый улыбчивый «бьюик», въехать на площадь Революции. А потом пролететь на лошади по Елисейским полям, очаровать русского аристократа и болтать с ним ногами в прозрачной Сене, попивая «Вдову Клико»…

А потом выясняется, что никакой площади Революции во Франции нет, как нет и русской аристократии. Елисейские поля давно захватили обнаглевшие торговцы, а вода в Сене грязнее, чем в наших лужах по весне. И уже не хочется никуда махать. Как же найти «свою», карманную Францию с шампанским, речными трамвайчиками и лошадьми на полях? Устроить ее дома! Вот десять способов.


Ткань Жуи


Лет двадцать назад не знавшие модных журналов Советы называли эту ткань просто – «под кружево». Вы наверняка ее видели – однотонные цветочные рисунки или сельские сценки на белом или кремовом фоне. Ткань Жуи бесстыдно стара – она появилась во Франции в 1770-х годах. Везли ее из местечка Жуи-ан-Жоза, что под Парижем. Удивительной тканью с непривычно тонким, аккуратным рисунком обтягивали все, что только возможно – диваны, кресла, кофейные столики, комоды и стены. От пестрых орнаментов рябило в глазах, но чего не вытерпишь ради красоты?


Бомбэ, а не Бомбей


Фото 2
Фото 2

Французский язык – язык ассоциаций. Услышал слово «бомбэ» - и уже видишь что-то напыщенное, округлое и забавное. Узнаешь смысл – и смеешься. Им – вот этим несуразным словом – в восемнадцатом веке называли комоды с изогнутыми стенками. Нарядная, в резьбе и позолоте, мебель прижилась в аристократических домах при Луи XV и Мадам де Помпадур – во времена, когда стиль Рококо означал одно - изгибы. За три столетия комоды Бомбэ утратили свою дороговизну, но популярности не растеряли – для «демократичных» французских интерьеров их мастерят даже из пластмассы.


Поехали в деревню!


На самом деле, деревня – это очень романтично. Особенно если она называется Провансом и пахнет чистенькими наглаженными простынями. В послевоенные 50-е годы благополучным американцам захотелось уюта. Свою деревню они не любили, а потому за основу нового - практичного и трогательного - стиля взяли французский Прованс, который нередко можно встретить в интерьерах квартир (в частности - интерьерах кухонь) и в гостиных загородных домов. Через пару десятилетий за американцами повторял весь мир. Люди мешали классические «дворцовые» элементы с простоватыми сельскими: колонны и изогнутые ножки мирились с клетчатыми занавесками, а сдобные диваны уживались с ржавыми подсвечниками.


La Cuisine


Фото 3
Фото 3

Молодая квартирная Франция – сплошное разочарование. Это вам скажет любой турист, начитавшийся в детстве Дюма, а в юности – Мопассана. На французских кухнях нет тюлевых занавесок и деревянной крашеной мебели. Нет глиняных горшков и широких «семейных» мисок. Правда, есть одно утешение – все эти символы «la cuisine» можно отыскать в пригородах. Здесь сохранилось все, что так любят наши дизайнерские журналы – облупившиеся белые комоды с черными ручками, люстры с электрическими свечами, мраморные столешницы и тарелки с яблоками на каждой полке.


Показное благополучие


Привязывая страну к символам, мы окончательно запутываемся. Взять хотя бы серебряную посуду. Мы для чего-то выдумали, что с нее едят только англичане да ирландцы. А ведь во Франции и производили, и скупали столовое серебро. Правда, сейчас старинной серебряной посуды в стране почти не осталось: в свое время Луи XIV и XV так боялись нищеты, что переплавляли серебряные тарелки и подсвечники «для нужд казны». На монеты пошли даже тяжеловесные подносы, когда-то украшавшие Версальский дворец. Чем же блестеть сейчас? Современным серебром или – что реалистичнее – добротным хромом.


Прихотливые шелка


Нет, невозможно отказаться от мечты! Отказаться от своей карманной Франции, с ленивой парижской роскошью, с жаркими признаниями, с лодочками и круассанами поутру. В угоду нам, романтикам, дизайнеры порылись в восемнадцатом веке и выудили французскую страсть к шелкам. Страсть встряхнули, подновили и поселили в современных интерьерах «под Францию». Вместе с шелками в квартиры несли тонкие натуральные ткани, дамаст и бархат – ими укутывали шторы, накрывали мебель и драпировали стены.


Фото 4
Фото 4

Опять это золото!


Наши представления о Франции настолько возвышенны и романтичны, что дизайнерам стыдно нас огорчать. Они забывают о практичной и прижимистой стране и рисуют нам страну книжную, дворцовую. Позолота на мебели – эмблема французского стиля, давно забытая на родине, но обласканная за рубежом. Покрывать мебель и посуду тонким слоем золота французы начали в средневековье. Сама же техника появилась куда раньше – ее знали еще в древнем Египте. В современных «французских» интерьерах золота нет, его заменяют блестящие металлические детали: фурнитура, аксессуары, фоторамки и текстиль.


Угловой шкаф


Есть во французском языке дивное мелодичное слово – «анкоэньюр». Произносишь – и уже видишь что-то воздушное, дырчато-ажурное, вроде цветочного кашпо или жардиньерки на тонких ногах. И как всегда угадываешь. Загадочный анкоэньюр – угловой шкафчик или комод, необязательно тонкий, но непременно разряженный, прихотливый. В начале девятнадцатого века им болели во всех французских домах. Кто-то тащил его на кухню и рассуждал о «народной простоте», другие селили анкоэньюры в гостиные и кричали о «прогрессивном» формальном стиле. В новом городском интерьере комоды ставят безыдейно – как напоминание о «старой» Франции.


Цветочный сервиз


Фото 5
Фото 5

Универсальная эмблема любой страны – фарфор. Чинный и свежий английский. Тонюсенький, будто из мокрого сахара, китайский. Пузатый переливчатый русский. И французский – пестрый, будто обсыпанный сухими луговыми цветами. Свою посуду французы ценят до трепета. Даже на современных полуголых кухнях они держат разряженные цветные чашки с блюдцами – для «семейных» чаепитий. А во времена Наполеона и Марии Антуанетты цветочным сервизам поклонялись как божествам – на простеньких тарелках подавали заморские деликатесы, а дорогие позолоченные кружки и вовсе держали на ночных столиках.


Буазери


И опять – уроки французского и подспудное, интуитивное угадывание смысла. «Буа-зе-ри» - чинное, тяжеловатое начало, звенящая середина и кокетливый, задорный конец. Что это? Оказывается, деревянная стеновая панель. Но звуки не могут лгать: панели «буазери» вырезались вручную и густо облеплялись позолоченными завитушками и пасторальными розочками. Когда-то ими обивали всю Европу, а теперь используют вместо изголовий кровати – прием до дрожи любим американскими и канадскими дизайнерами.


Каждый, кто бывал во Франции – даже суматошным автобусным туром – заверяет: туда стоит поехать. Не для того, чтобы набрать эйфелевых башен, наесться горчицы и разочароваться в дорогущих Елисейских полях. Побывать во Франции надо для того, чтобы найти ее свою, карманную. Когда-нибудь мы все отыщем такую. А пока можно обойтись и фарфором с разрисованной тканью. Все лучше, чем ничего.


« в раздел Статьи
Другие статьи
Добавить отзыв