Поиск мебели

Мебельные выскочки: 10 популярных стульев

3 февраля 2012 г.
Eames Plastic Chair
Eames Plastic Chair

Если попросить кого-нибудь назвать самую простейшую, самую обыденную на земле вещь, человек вспомнит комод или тапочек. Кто-то ответит: «земля», а кто-то решит соригинальничать и скажет: «обывательское морализаторство». И никто не вспомнит о стуле. Потому что стул – настолько привычная вещь, что стоит где-то фоном и даже в голову не идет.

Стульев ужасающе, бесстыдно много. Самый опытный мебельщик, если возьмется перечислять их виды, запнется на второй сотне. Но есть стулья-знаменитости – они торчат в телестудиях, фотографируются для журналов и лезут в гостиные. Их мало, но они известны всем. Вот десять таких выскочек:


Eames Plastic Chair


Владельцы называют породистых животных вереницами имен. Дизайнеры, которым удалось пристроить свои творения в какой-нибудь музей, дают им чинные названия, где каждое слово приторочено к своему месту. Eames Plastic Chair изобрели в 1948 году братья Имзы – Чарльз и Рэй. Стул, похожий на дешевенькое детское креслице на тонких, будто у богомола, металлических ножках, быстро приглянулся редакторам дизайнерских журналов: сперва креслами пичкали офисы, а после переселили их в дома.


Стул со спинкой в форме скрипки


Стул-призрак
Стул-призрак

Жители ранних американских поселений вряд ли задумывались о музыке. Им было не до развлечений и уж точно не до каких-то интеллигентских скрипок. Просто одному мебельщику с толстыми желтыми ногтями вдруг захотелось дворцовой пышности – так появился стул со спинкой в форме скрипки, наивная пародия на кресла времен королевы Анны. Тощие подушечки на сиденьях набивали тростником, а на ножках вырезали травы и розовые бутоны. Со временем стулья сбросили резьбу, а тростник поменяли на поролон.


Стул-призрак


Когда журналисты запоминают твое имя, у тебя получается все. Прозрачный стул-призрак оказался счастливчиком: он объявился в то время, когда его автора, Филиппа Старка, уже называли «прославленным» и «великим». Французы не имели права отказаться от этого поликарбонатного эталона, и уставляли им свои лужайки, затаскивали его в офисы и почтительно провожали в гостиные. Мебельная компания Kartell, единственный производитель стула-призрака, задыхалась от прибылей, а Филипп Старк говорил о союзе узнаваемых форм (за основу он взял кресло в стиле Людовика XVI)и современных материалов.


Стул с дугообразной спинкой


Стул в стиле Людовика XIV
Стул в стиле Людовика XIV

Жесткие деревянные стулья с гнутыми спинками придумали в восемнадцатом веке. Тогдашние мебельщики явно не одобряли излишеств: модель получилась строгой и сухой, будто преподаватель немецкого языка за два года до пенсии. Ни одной мелкой подушки, ни одного даже самого простенького бантика. Только чинное темное дерево, прямые, будто вытянутые в носочках ножки, да дугообразная широкая спинка, доходящая до самого сиденья.


Стул с лестничной спинкой


Стулья с лестничной спинкой пахнут кухнями и старостью. Их придумали еще в средневековье, но популярными они стали много позже – в Англии семнадцатого века. Тогдашним аристократам нравились высокие спинки с простоватыми продольными вставками – они напоминали спинки трона, но были не так дороги, как резные. Позже их приютили в домах американские поселенцы: мастерить такие стулья было просто, да и обивки для сидений почти не требовалось.


Парсон


Парсонский стул – стул беспокойных студенческих общежитий и парижских квартир на чердаках. В тридцатых годах его придумали в Парсонской школе дизайна во Франции. О, модель смотрела настоящей модницей – стройная, броская, полностью укутанная в мягкую ворсистую обивку. С ней было удобно и легко – молодоженам и студентам нравились мягкие спинки, простые очертания и «вдохновенные» задние ножки – чуть выгнутые, будто подавшиеся вперед. Нравятся они и теперь, восемьдесят лет спустя.


Стул в стиле Людовика XIV


Парсон
Парсон

Стул в стиле Людовика XIV – будто насмешка над суетливым французским королем, любившим все резное и сложное. Модель делали из дерева и обтягивали роскошными кожами, но они все равно были похожи на грубые подгорелые пряники. Высокие толстые спинки и широкие сиденья делали стулья неповоротливыми и грузными: в семнадцатом веке это было модно, но оскорбительно неудобно. К двадцатому столетию чудовище эпохи барокко растеряло в массе и дороговизне: стулья обтягивают разрисованной парчой, бархатом или заменителем кожи.


Стул со спинкой в виде лиры


Стулья со «спинками в виде…» - почти близнецы. Что лира, что скрипка – все одно для невнимательного глаза. Музыкальные инструменты редко угадываются в этих моделях – они стилизованы, извиты, разряжены неуместными арабесками и непонятными переходами. Стулья-лиры хитрее стульев-скрипок: их изобретали неспешно, зевая и разглагольствуя над каждым завитком. Да и обивали их не американским колониальным хлопком – для стульев-лир брали бархат, в худшем случае – репс.


Стул в стиле королевы Анны


Стул в стиле королевы Анны
Стул в стиле королевы Анны

Стулья в стиле королевы Анны – их изобрели в начале восемнадцатого века – все время к чему-то тянутся. Их худосочные ножки – прямые позади и изогнутые впереди – трогательно наклонены. Кажется, что эти миниатюрные стулья к чему-то прислушиваются. Английские аристократы полюбили «аннинские» стулья именно за эту «проникновенность», хотя многим нравились и цветистые ткани обивки, и сиденья в форме подковы, и округлые лакированные спинки.


Барный стул


Барные стулья – табуреты-переростки на длинных тонких ногах. Эти скелеты инопланетян толпятся в кафе, скучают в «концептуальных» офисах и смущают гостей в современных кухнях. А еще они неустанно тянутся вверх. Лет тридцать назад высота барных стульев равнялась 66 сантиметрам. Теперь же – влияние современности! – круглое сиденье возвышается почти в метре над землей. Это добавляет эффекта домашним интерьерам, - оправдываются дизайнеры. Как будто кухни в хроме и яркой пластмассе недостаточно эффектны!


Стул. Пустое, бесцветное слово. Слишком обыденное, чтобы нагружать его картинками и ассоциациями. Но ведь кто-то должен заниматься обыденным. И типизировать это обыденное, и разглядывать ножки, и щипать обивку, и замерять пропорции спинки и сиденья. А иначе как бы мир узнал, что пластмассовые беспризорники в захолустном кафе – современные имзовские стулья, а чинные пушистики на распродаже названы в честь дорогой парижской школы? Вот то-то же.


« в раздел Статьи
Другие статьи
Добавить отзыв