4 декабря 2012 г.
Пока гиперактивные и кичливые нувориши скупают дорогой антиквариат для нового особняка, расположенного в самом модном пригороде, люди, которые не считают богатство поводом для безудержных трат, детально продумывают будущий интерьер. «Зачем выставлять напоказ своё благосостояние? Зачем своими руками устраивать локальный «пир во время чумы»? Зачем слушать советы многочисленных сомнительных «гуру» дизайна?», – искренне недоумевают довольно многочисленные приверженцы сравнительно нового стиля арт-повери. Несмотря на то, что название этого направления переводится с итальянского как «искусство бедных», нищетой, пусть даже «позолоченной», здесь и не пахнет.
|
фото 1 |
Только хороший вкус, только качественные материалы, только выдержанность и стиль. Арт-повери требует особого настроя, который отлично передала популярная современная писательница Хелен Филдинг в книге «Дневник Бриджит Джонс». «Я прочитала в одной статье, что Кэтлин Тайнан, покойная жена покойного Кеннета, обладала «внутренним достоинством» и, когда работала, всегда была безукоризненно одета, сидела за маленьким столиком в центре комнаты и изящно пригубляла из бокала охлажденное белое вино». Именно «внутреннее достоинство» (в оригинале «inner poise») в значительной степени помогает придерживаться строгих канонов стиля.
Арт-повери сродни минимализму, только путь к вожделенной простоте становится и труднее, и длиннее, и, пожалуй, концептуальнее. Изысканность, предельная точность, самодисциплина и созвучность внутреннему идеальному «Я» – основные слагаемые успеха. Внешний эффект при этом в расчёт почти не берётся, подчёркивают специалисты по дизайну интерьеров.
Арт-повери всё чаще называют стилем для избранных. Многие состоятельные люди, которые не хотят лишний раз выпячивать свои возможности, но не готовы быть «как все», постепенно начали склоняться к стильным лаконичным решениям. К чему вычурность на гране китча? Зачем пускать пыль в глаза? Лучше раскрыть свою индивидуальность с помощью простых, но выразительных средств. Стилистика арт-повери предполагает повышенное внимание к деталям и отделочным материалам. Ничего лишнего, ничего случайного, ничего негармоничного.
|
фото 2 |
«Искусство для бедных» в современной интерпретации – это эффектная мебель, воплощение необычных идей и инновационных технологий. Состаренность и заметная нарочитая потрёпанность – не досадная помеха, а ещё одно проявление тонкого вкуса владельца. Цветовая гамма как таковая, по мнению многих авторитетных дизайнеров, особого значения не имеет. Главное – общая сбалансированность.
Комнаты, оформленные в соответствии с канонами «искусства бедных», должны казаться светлыми и полупустыми. Стиль арт-повери отлично «уживается» с высококачественными материалами, чаще всего со стеклом, металлом и натуральным деревом. Стены и потолок, как правило, бывают однотонными. Мебель и аксессуары могут быть необычными и даже гротескными, но простота и функциональность – определяющие категории. «Художественная бедность» не терпит слащавости, избыточности, излишней аффектации и беспорядка. Встроенные лампы дарят искомый мягкий рассеянный свет, под ногами – паркет или керамическая плитка, а взгляды хозяев и гостей привлекают мягкие линии и тщательно подобранные акценты.
|
фото 3 |
Можно ли назвать дом, оформленный и обставленный в соответствии с основными нормами стиля арт-повери, по-настоящему уютным? Да, только гармоничность подобного жилища не будет бросаться в глаза. Осознанное «опрощение» позволит владельцу и его домочадцам отдохнуть, расслабиться, на время избавиться от особенно тягостных «цепей социума». Собственный душевный комфорт важнее всего – и именно к этому состоянию нужно стремиться.
Арт-повери – выбор уравновешенных, сильных духом людей, которые не обращают внимания на бесконечные условности, навязываемые окружающими, и почти не нуждаются в привычных символах уюта – глубоких креслах, мягких коврах, разнообразных сувенирах. Деньги для них – хорошее средство достичь нужного эффекта, не более. Лаконичный «бедный» интерьер сродни чрезвычайно ёмкой прозе Хемингуэя. Налицо «эффект айсберга»: самая значимая часть просто не видна.