24 ноября 2013 г.
|
фото 1 |
«Поскреби русского – найдёшь татарина» – поговорка спорная, но чрезвычайно распространённая. Тем не менее, несмотря на то, что два неродственных народа, столетиями живущие по соседству, не могут не обрести общие черты, у татар сложился оригинальный уклад. Это касается и оформления интерьеров, естественно. По официальным данным последней переписи населения, в России более пяти миллионов татар – не считая тех, кто является носителем этой культуры лишь частично. Многие народы Поволжья и Урала в наши дни снова обращаются к обычаям предков.
Не стоит думать, что это своего рода уклонение от дальнейшего развития. В юрты никто переселяться не намерен, речь идёт лишь о возвращении некоторых наиболее интересных элементов. Современная Казань – город, в котором восточные и западные черты органично переплетаются. Примерно то же самое без особых затрат можно устроить и в отдельно взятой квартире. Самостоятельно или с помощью дизайнеров.
Этническое и религиозное своеобразие татарской культуры должно отражаться в повседневной жизни. Как сделать дом более «национальным»? Например, заказать красивый и вместительный сундук с коваными элементами, повесить на стену шамаиль, стилизованный под старину, запастись характерными предметами интерьера, разместить на подоконниках горшки с ухоженными геранями и бальзаминами, а на стол поставить сияющий самовар…
|
фото 2 |
Пожалуй, не обойтись без небольшой исторической справки. Интерьер традиционного татарского жилища никогда не был слишком «заковырист». Например, Сергей Аксаков в автобиографическом романе «Детские годы Багрова-внука» описывает его так: «В белой татарской избе, на широких нарах, лежала груда довольно сальных перин чуть не до потолка, прикрытых с одной стороны ковром; остальная часть нар покрыта была белою кошмою…». Покрытые войлоком невысокие нары (сэке) действительно были чрезвычайно распространены – на них работали, отдыхали, ели, принимали гостей и даже спали. Красивые и надёжные сундуки (обычно их было несколько) служили верой и правдой нескольким поколениям, а в простой деревянной колыбели (бишек) коротали дни и ночи младенцы. Печь являлась естественным смысловым центром жилища. Кардинальное отличие от русских изб – обилие текстильных элементов (даже в ущерб «мебельным»). У татар и у некоторых других тюркских народов раньше даже существовал интересный обряд «наряжения дома». Аккуратно уложенные стопки подушек, занавеси-чаршау, пологи, вышитые подзоры, покрывала, полотенца, салфетки и тому подобное богатство бросалось в глаза с порога. Считается, что доминировали растительные орнаменты, а также красные, белые и зелёные цвета.
Разумеется, нормы религии тоже накладывают на интерьер определённый отпечаток. Дома татар-мусульман издавна отличались делением на мужскую и женскую половины. Исламский стиль проявлялся и в убранстве. Например, на стенах у верующих висели религиозные знаки – шамаили – характерные образчики заимствованного у арабов и персов каллиграфического искусства. Коврики для намаза, книги и кумганы органично дополняли традиционный интерьер.
|
фото 3 |
Формирующийся современный татарский стиль нуждается в бережном отношении и постоянной популяризации. Гармоничное сочетание восточных и западных черт, возвращение к этническому своеобразию позволит многим людям обрести подлинное душевное равновесие. Не секрет, что прочная связь с прошлым своего народа отражается и в быту. Самовар на почётном месте, шамаиль в изящной рамке, шкафчик с фарфоровой посудой и полотенца с «родной» вышивкой компьютерам, плазменным панелям и другим свидетельствам прогресса точно не помешают.
В Татарстане в последнее время активно вспоминают язык, возрождают исламские ценности, продвигают самобытную культуру и традиционную кухню… Рост национального и религиозного самосознания в среде казанских татар не на словах, а на деле приводит к возрождению интереса и к выработанным столетиями особенностям зонирования и специфике меблировки и убранства. Скорее всего, настоящий расцвет татарского стиля в интерьере ещё впереди.